Мудрый журавлик: Комаров привлекает запах людей, которые недавно ели бананы
Норвежское воодушевление электромобилями
Следуя примеру своего наследного принца, тысячи норвежцев переключились на электрические машины, используя в своих интересах сильные и весьма сомнительные государственные стимулы.
В Скандинавских странах в октябре второй месяц подряд электромобиль превосходит по количеству регистраций новые машины: 716 Nissan Leaf было продано с беспрецедентной рыночной долей в 5,6%.
«Норвегия показывает выход из нефтяной зависимости, или даже одержимости», - говорит Снорре Слетволд, президент Норвежской Ассоциации Электрических Машин.
Но другие говорят, налоговые льготы, предложенные покупателям, - которые для одной модели превышают даже цену самого автомобиля – дорого обходятся стране.
От скромной Buddy, двухместного городского автомобиля местного производства, до более показной Tesla S американской сборки около 15 000 электромобилей должны разъезжать по норвежским дорогам к концу 2013 г., что в 10 раз превышает количество электромашин в соседских Дании и Швеции.
Электрические автомобили до сих пор представляют маленькую часть от всей совокупности норвежских машин, но цифры стабильно растут каждый месяц. В целом, они набрали 7,2% норвежских автомобильных продаж в октябре, увеличиваясь с прошлогодней доли рынка в 3,4%.
Около 5 200 экземпляров было продано в первые 10 месяцев, и ожидается, что новые модели от Volkswagen (включая электрическую версию их известного Golf), BMW и Renault поразят рынок в грядущие месяцы. В сентябре американская Tesla S, персональный выбор наследного принца Хокона, оказалась на вершине списка продаж благодаря невыполненным заказам, накопившимся перед тем, как первые машины были отгружены в страну. Что парадоксально для богатой нефтью Норвегии, этот успех может быть частично объяснен многочисленными стимулами, направленными на поощрение продаж экологически-чистых транспортных средств в стране. Независимо от разброса цены, электромобили освобождены от НДС и других высоких норвежских налогов, платы за общественные парковки и городских пошлин, и им разрешено пользоваться автобусными полосами. Длительный успех этих машин будет «зависеть от решения властей удерживать эти стимулы в долгосрочном периоде», как говорит руководитель Норвежской Дорожной Федерации Пол Брун. На данный момент соглашение между несколькими политическими партиями гарантирует длительность стимулов почти до конца 2017 г. или до момента, когда общее количество электрических машин в Норвегии достигнет 50 000 экземпляров.
«Нашествие электромобилей»
Политика противопоставляет движение в защиту окружающей среды уравнительной черте характера норвежцев: роскошные модели, такие как Tesla S, которая стоит около 75 000 евро (101000$), также извлекают выгоду из освобождения от налогов.
Согласно расчетам специализированного сайта www.bilnorge.no, налоговые льготы на напыщенный американский автомобиль могут достигнуть 91 000 евро, что больше цены самой машины.
«Благодаря политикам, которые не знали, что делают, и норвежской автомобильной промышленности, которая слепо следовала своим поставщикам, … мы сейчас присутствуем при нашествии электромобилей, которое не имеет вполне социальный характер», - написали два эксперта автомобильной отрасли на www.bilnorge.no.
«Налоговые освобождения были необходимы даже для автомобилей, подобных Tesla», - отвечает Слетволд. «Эта модель развинчивает неправильные представления о том, что электромобили опасны, ненадежны и имеют ограниченную автономию».
Бъярт Холтсмарк, исследователь в Норвежской Статистике, также критикует политику стимулов, выделяя финансовые потери для страны и тенденцию домохозяйств покупать второсортные машины вместо использования общественного транспорта. «Электромобили не должны быть субсидированы полностью», - сообщил он в прошлом месяце норвежскому таблоиду Verdens Gang. «Было бы умнее использовать эти деньги при исследованиях по разработке лучших аккумуляторов».